ГЕРАСИМЧУК ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА,
учитель I ступени общего
среднего образования,
квалификационная категория «учитель-методист»
Государственное учреждение образования «Гимназия №1 г. Лида»,
г. Лида, Гродненская область
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
НА I CТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ
Развитие современного
информационного общества обуславливает проникновение
информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни. Цифровая
трансформация процессов в системе образования осуществляется по двум основным
направлениям: цифровая трансформация непосредственно образовательного процесса
и цифровая трансформация процессов, сопутствующих образовательному.
Одна из целей цифровой
трансформации процессов в системе образования - способствовать подготовке
обучающихся к жизни в цифровом обществе. Основной задачей учреждений
образования также является предупреждение (предотвращение) нарушений
информационной безопасности [1].
Информационная
безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности от
внешних и внутренних угроз в информационной сфере [2].
Целью обеспечения безопасности информации является обеспечение
конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности
информации.
Кибербезопасность
— это практика защиты критически важных систем и конфиденциальной информации от
цифровых атак.
В чем разница между кибербезопасностью и
информационной безопасностью? Кибербезопасность означает защиту всего и вся,
что присутствует в киберсфере. Информационная безопасность касается защиты как
цифровой информации, так и аналоговой. Кибербезопасность связана с защитой
киберпространства и предотвращения кибератак. Информационная защита защищает
информацию от любой формы угрозы. Кибербезопасность касается киберпреступлений,
кибермошенничества и правоохранительных органов [3].
На I cтупени общего среднего образования при
формировании культуры информационной безопасности и кибербезопасности важно сформировать
представление об информации как источнике возможных угроз личности, семье,
ближайшему окружению. На основе этого у учащихся вырабатываются умения
действовать в ситуациях информационных угроз в ходе моделирования их в учебной
деятельности. Актуальность изучения данных понятий в начальных классах
определяется тем, что большинство современных детей рано начинают использовать
компьютер и гаджеты не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех
или иных повседневных задач или для развлечений, как средство коммуникации со
сверстниками и взрослыми, в т.ч. и незнакомыми людьми [3].
Содержание учебной
программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя
вопросы, касающиеся кибергигиены, кибербезопасности, информационной грамотности
и ее соотношения с информационной безопасностью, чтобы противостоять
девиантному и делинквентному давлению в сети Интернет и следовать механизму,
обеспечивающему безопасное пользование информационной сетью при сохранении
личной идентичности.
Эти вопросы раскрываются в разделах «Личная безопасность» и
«Здоровый образ жизни». Так в программе II класса предусмотрено знакомство с
правилами защиты информации при разговоре по телефону, с понятием «Личные
данные», с действиями, предотвращающими возможность проникновения в дом
незнакомых людей (темы: «Безопасная среда дома. Поведение дома в отсутствие
взрослых», «Поведение при встрече с незнакомыми людьми»). В III классе учащиеся узнают о видах
видеопродукции (мультфильмы, игры) и их влиянии на психику детей, об игромании.
Учатся отбирать и разумно подходить к просмотру видеопродукции (тема:
«Видеопродукция (мультфильмы) и здоровье»). Элементы ознакомления с вопросами информационной
безопасности можно включить в тему «Правила защиты дома от посторонних людей».
Кибербезопасности и кибергигиене уделяется внимание в IV классе: безопасность пользования
Интернетом, элементарные правила безопасного пользования Интернетом.
Осторожность и бдительность во время пользования Интернетом. Исключение
возможности стать жертвой мошенничества в Интернете. Опасность компьютерной
игровой зависимости. Тема: «Безопасность работы в Интернете. Правила безопасного
пользования Интернетом». Вопросы предотвращения троллинга и интернет-буллинга,
хейтинга могут быть затронуты в теме «Конфликт как источник опасности».
Программой предусматривается достижение
предметных результатов (выбирать к просмотру соответствующую возрасту,
нравственным ценностям видеопродукцию, владение умением действовать в
соответствии с правилами безопасности при пользовании глобальной компьютерной
сетью Интернет): метапредметных результатов (способность ориентироваться в
источниках информации, самостоятельно искать, воспринимать, анализировать и
выбирать нужную информацию). А также достижение личностных результатов:
проявление духовных и физических качеств, обеспечивающих защиту жизненно важных
интересов от разного рода угроз; осознание личной ответственности за свои
поступки; проявление толерантности в межличностных взаимоотношениях.
Наиболее подходящими методами для
изучения этой темы, из предложенных в программе, являются упражнения-тренинги ;
беседы; дискуссии; рассказы-презентации; чтение и обсуждение художественных
произведений; демонстрация фрагментов мультипликационных фильмов и
видеоматериалов с последующим их обсуждением; иллюстрация; творческие методы
(тематическое рисование, сочинение историй, составление памяток), игровые
методы, использование приёмов
визуализации Учебное занятие может проходить в форме устного журнала ролевой и
ситуационной игры, интернет-поиска, защиты проекта.
Формирование
основ кибербезопасности младшего школьника невозможно без учета его
взаимодействия с другими обучающимися. Процесс взаимодействия реализуется как
кооперация со сверстниками, которая воздействует на процесс интериоризации
иначе, чем кооперация со взрослым.
В процессе кооперации идет постоянное
преобразование ребенка в плане его совершенствования, и открываются некоторые
возможности для его культурной и познавательной жизни в глобальном
информационном обществе. Именно поэтому взаимодействие младших школьников в
форме кооперации (групповая работа) должно быть необходимым как одно из
обязательных условий формирования основ кибербезопасности. Анализируя
возрастные особенности, и учитывая недостаточность развития у младшего
школьника самостоятельного критического мышления, учитель должен помогать
ребенку в осознанном проявлении критического отношения к увиденному или
услышанному.
Эффективной
формой является проведение урока с доступом к компьютеру со входом в интернет.
Можно вводить в урок ролевых (сказочных) персонажей (Интернешка, Компьютер,Злобный
вирус,Антивирус, Гражданин Файл,
Кибер-герой и.т.п.) Объем информации должен даваться в соответствии с
возрастными особенностями восприятия.
Для
закрепления материала можно использовать дополнительно различные творческие и
конкурсные задания: конкурс рисунков, тематический рассказ, решение ситуации со
сказочными персонажами и т.д Логичным итогом деятельности является своего рода
«портфолио», «лэпбук» или «альбом» по теме «Мой безопасный Интернет», который
формируется по итогам прохождения темы.
Чтобы
оценить степень усвоения материала можно использовать тесты (приложение 3). Материал для проведения
учебного занятия, в том числе тесты, памятки, инфографику( приложение 4), видео можно взять с сайтов https://mir.pravo.by/
и https://ligainternet.ru/
Для проведения эффективного урока по формированию
культуры информационной безопасности и кибербезопасности в собственной педагогической практике использую
следующие приёмы и методы.
Решение ситуационных задач
На уроке учащимся предлагается ситуация. После обсуждения
ситуаций делается вывод, результат оформляется.
Задача 1
«Странные вопросы»
Насте
нравится посещать группу в социальной сети, где школьники пишут о своей школе,
любимых телепрограммах, событиях в жизни. Ей нравятся публикации пользователя с
имением Викт77561, она пишет очень интересно обо всём. Когда Настя пишет о
сложностях с домашним заданием в школе, Викт77561 всегда знает, как их решить.
Даже несмотря на то, что
Настя никогда не встречала Викт77561 в жизни, она считает её своим другом.
Однажды в переписке Настя и Викт77561 решили сравнить свои школы:
Настя пишет: «У нас очень строгий директор школы! На переменах мы
все ходим по линейке и нам не разрешают бегать и играть!»
Викт77561 пишет: «У нас
не так строго в школе. В какой школе ты учишься?»
Этот вопрос удивил Настю. Она задумалась. Вопрос показался ей странным.
Настя пишет: «Название моей школы такое длинное, сложно написать»
Викт77561 пишет: «Так
где находится твоя школа?»
·
Как ты думаешь, почему Насте показался
странным вопрос Викт77561?
·
Что должна ответить Настя?
·
Почему Настя ответила правильно?
Задача 2
«Опасность виртуального общения»
Жила-была
девочка Маша. У нее было очень много друзей, как реальных, так и в сети
Интернет. Как обычно, придя после школы, Маша зашла на свою страничку «В контакте»
и увидела следующее сообщение:
-Привет! Меня зовут Петя. Хочешь сегодня
покататься со мной на машине?
1. Как правильно поступить в этой
ситуации?
2. Что может произойти с Машей, если она
пойдет гулять с Петей?
Задача 3
«Спам»
На
уроке природоведения Мария Петровна попросила подготовить Ваню доклад на тему «Домашние
животные». Ваня пришёл домой и сразу же зашел в Интернет. И вдруг на экране появилось
сообщение: ICQ хотят сделать платной! Нужно собрать миллион голосов, чтобы этого
не произошло. Если не успеем, то в один прекрасный день цветочек станет розовым,
это будет означать, что за ICQ теперь надо платить. Если ты хочешь БЕСПЛАТНО пользоваться
ICQ, пройди по этой ссылке».
1. Как правильно поступить в этой
ситуации?
2. Что может произойти с Петей, если он
пройдет по указанной ссылке?
Задача 4
«Мошенничество в Интернете»
Однажды,
мальчик Коля, открыв свою электронную почту, увидел следующее сообщение:«Коля,
выручай! У меня закончились деньги на телефоне, срочно мне перезвони по указанному
номеру 8 555 555 5555. У меня для тебя отличные новости!»
1. Как правильно поступить в этой
ситуации?
2. Что может произойти с Колей, если он
перезвонит по указанному номеру?
Задача 5
«Опасный
контент в сети»
Девочка
Катя очень любила танцевать. Готовясь к очередному празднику, она подбирала музыку
для танца. Найдя нужную песню, она решила ее скачать. Но вместе со ссылкой для скачивания
на экране появились страшные картинки.
1. Как правильно поступить в этой
ситуации?
2. Что может произойти с Катей, если она
продолжит работу на этом сайте?
Упражнения-тренинги
Как известно, лучше всего
отработать навык на практике. Такую практику учащиеся могут получить во время
проведения тренингов.
Тренинг "Безопасные
пароли". Дети
должны сообщить свой пароль тому, кому хотят в группе (1 человеку.) После
сообщения пароля группы перемешиваются учителем. Учитель выясняет, чей
хранитель пароля теперь в чужой группе. Дети приходят к выводу, что пароль не
должен сообщаться никому. А в случае разглашения его нужно сменить.
Какой вывод можем сделать в результате
тренинга? Давайте сформулируем угрозу и способ защиты от нее. Ребята
формулируют угрозу и способ защиты от нее, записывают на плакате правило.
- Нужно ли давать свой пароль другому
человеку?
-
Можно ли по логину быть точно уверенным, что вам пишет ребенок?
Чтение и обсуждение художественных произведений
На
примере героев художественных произведений (особенно сказок) можно доступным
языком объяснить сложные понятия. Так, например, Красная Шапочка и Буратино
могут послужить примером разглашения личных данных, можно обсудить с учащимися
последствия их поступков. Интересные разработки по сказкам предлагает
лаборатория Касперского.https://mel.fm/blog/laboratoriya-kasperskogo/50384-kak-rasskazat-rebenku-ob-opasnostyakh-v-seti-i-ne-napugat-ishchem-otvety-v-skazkakh
Демонстрация фрагментов
мультипликационных фильмов и видеоматериалов с
последующим их обсуждением
В
приложении 1 предложены ссылки на
видеоматериалы, которые используются мной на уроке. Важно, чтобы для просмотра
выбирались наиболее выразительные фрагменты, а после просмотра проводилась
беседа по содержанию. Так, например после просмотра фрагмента мультфильма « Фиксики»
можно составить плакат - памятку «Правила безопасности в интернете»
Иллюстрация и визуализация -в
приложении 2 предложены разработки с сайтов https://mir.pravo.by/
и https://ligainternet.ru/,
а также авторские разработки.
Творческие
методы
Творческие
задания могут быть использованы как задания для обобщения, как задания на дом (по
желанию). По результатам усвоения темы можно провести выставку, сделать
агитбригаду, соревнования между классами в рамках предметной недели и.т.п.
Детские
рисунки в дальнейшем можно использовать для конструирования заданий.
С примером удачной
инсценировки «Защита персональных данных» можно познакомиться по ссылке https://youtu.be/Khjwbe92k7M.
Задания
на занятии могут способствовать развитию творческого мышления:
Соберите компьютерные термины, используя
карточки-перевёртыши.
МПАС УРИВС ИНГОЛ ТАЧ ТЕНТНОК ЧТАОП ШЕНМОНИК |
Чат Контент Логин Вирус Спам Мошенник почта |
Вопросы,
возникающие на уроках можно использовать для написания работ исследовательского
характера, например «Загадка кукол Монстер Хай» https://gerasim4uk.blogspot.com/p/blog-page_8.html ( проблема выбора
игрушек, мультфильмов и влияния рекламы на детскую психику).
Ролевая игра
Чтобы поговорить с детьми о троллинге, буллинге
(травля), хейтинге (негативные комментарии о человеке), сталкинге
(преследование) и флейминге (разжигание ненависти) в интернете целесообразно
разыграть разные ситуации в режиме реального времени. Треть детей, по
утверждению ЮНИСЕФ, поддается в интернете агрессивным нападкам такого рода.
Объясните, что лучше не поддаваться на провокации и отправлять агрессоров в
бан.
Описание ролевой игры:
Участники делятся на пары. Каждой паре
выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной ситуации. Задача —
подготовить и показать описанную ситуацию. Разговаривать при этом нельзя, можно
использовать только мимику, движения и т. п. Задача остальных участников —
определить, какой именно конфликт описан на карточке у выступающей пары.
Интернет-поиск
При
наличии доступа в интернет можно включать в уроки элементы практической работы
с сайтами, поиск видео и памяток.
Разъяснительные
беседы
Можно
приглашать в качестве лекторов или экспертов родителей, которые работают в
сфере IT.
Обязательно использовать стихи и загадки (приложение5)
Групповая работа.
Для
группового обсуждения желательно выносить объёмные вопросы либо те, где нужно
взаимодействие, мозговой штурм.
Игра
«Весы». Плюсы и минусы интернета. (В двух группах пары,
учащихся записывают плюсы от интернета на зеленых стикерах, а другие группы –
минусы - на розовых. Потом «взвешивание» - картинка весов на доске). Я
предлагаю рабочим группам приступить к обсуждению. Одна группа выстраивает
позицию и доказывает «Плюсы интернета». Вторая группа отстаивает точку зрения
«Минусы интернета».
-Посовещайтесь
несколько минут, запишите на бумаге слова защиты в свою пользу, а затем мы
выслушаем обе стороны. Каждая группа отстаивает свою точку зрения. Записывает ответы на стикерах и приклеивает к
плакату.
Темы для обсуждения положительных и
отрицательных сторон интернета:
«Здоровье и Интернет»
«Время и Интернет»
«Игры и Интернет»
«Образование и Интернет»
«Интернет и Общение»
Учителям важно
применять все самые современные методы и приёмы, работать в Интернете быть на
одной волне с современными учащимися. Развитие
ребенка в информационном пространстве на начальных этапах обучения в школе
позволит ему в будущем оценивать и воспринимать информацию с учетом полученных
знаний благодаря эффективности обучения школьников основам кибербезопасности и
информационной безопасности .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Инструктивно-методическое письмо
министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных
информационно-коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего
образования в 2023/2024 учебном году» [Электронный ресурс] // Национальный
образовательный портал. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/09/imp-ikt-2023-2024.pdf.– Дата доступа: 01.12.2023.
2. Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019
г. № 1 «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // Национальный
правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=11031&p0=P219s0001–
Дата доступа: 01.12.2023.
3.Козлова, Н. «Кибербезопасность и информационная безопасность:
сходства и отличия»
[Электронный ресурс] /Н.Козловская , В. Довгаль
// Научный
вестник АГУ – 2021. – № 3. – С. 88–96. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbezopasnost-i-informatsionnaya-bezopasnost-shodstva-i-otlichiya/viewer– Дата доступа: 01.12.2023.
Приложение1
Видео для уроков
https://www.youtube.com/watch?v=mUCjRGkks58&t=8s Кибербезопасность и
киберпреступность
https://youtu.be/TUodzCtBSWU-Фиксики
https://youtu.be/TSQN-dMehFA -Правила поведения в сети Интернет
https://www.youtube.com/watch?v=5a6pDc-U294
смешарики азблука интернета
https://youtu.be/cfyy1MS_3MM-
почему мы не можем оторваться от ТикТока? — Научпок
https://youtu.be/J_2KVC4zwz4-
Как противостоять троллям? — Научпок
https://oum.video/videos/komanda-poznovalova-pozhirateli-mozga-
Команда Познавалова
https://youtu.be/qQzG9sPt3aM-
безопасный интернет детям
https://ligainternet.ru/wp-content/uploads/2022/11/cifrovoj-sled.mp4-дети
рассказывают об интернете
https://youtu.be/gtJlKAK9Frw-
о персональных данных
Приложение
2
Приложение 3
Общайся
безопасно в сети!
1.Подчеркни
примеры персональных данных
А)
твоё имя и фамилия
Б)
твой домашний адрес
В)
спорт, который тебе нравится
Г)
имя твоего домашнего питомца
Д)
место, куда ты ездил(а) на каникулы
2.Дима
общается со своей подругой по переписке с именем Аня34. Она спрашивает:
«Дима»
- это твоё настоящее имя? А какая у тебя фамилия?». Диме показался этот вопрос
странным:
А)
он должен сказать Ане34 правду
Б)
он должен сказать неправду
В)
он должен прекратить переписку, заблокировать Аню34 и рассказать об этом
родителям
Г)
он должен сказать Ане34 своё настоящее имя и фамилию, только если Аня34 скажет
свои
Выбери
правильный ответ.
3.Рома
общается с другом по переписке Колей. Он спросил, какой у Ромы любимый цвет.
Ещё он
спросил,
каких домашних животных любит Рома. Эта информация является персональными
данными,
которые нельзя сообщать?
А)
да
Б)
нет
Источник:
Приложение
4
Приложение 5
Где
найти подругу Олю?
Прочитать,
что было в школе?
И
узнать про все на свете?
Ну,
конечно, ….. в ИНТЕРНЕТЕ!
Там
музеи, книги, игры,
Музыка,
живые тигры!
Можно
все, друзья, найти
В
этой сказочной сети
Он
знает всё и даже больше,
И
к нам на помощь поспешит.
Любой вопрос, пусть очень сложный,
Мгновенно с лёгкостью решит.
Плетёт свою он паутину,
Хотя,
по сути, не паук.
Он видит всё. Вы догадались?
А, ну-ка, что это за друг? (интернет)
Как
не сбиться нам с пути?
Где
и что в сети найти?
Нам
поможет непременно
Поисковая
система.
Ей
задай любой вопрос,
Все,
что интересно, –
Вмиг
ответ она найдет
И
покажет честно.
В
интернете, в интернете
Пруд
пруди всего на свете!
Здесь
мы можем поучиться,
Быстро
текст перевести,
А
в онлайн библиотеке
Книжку
нужную найти!
Вылезает
червячoк.
Безобидный
хоть на вид,
Он
в себе беду таит.
Может
файлы он стирать,
Может
деньги воровать,
Предлагает
нам обновки,
Вирус
– мастер маскировки!
Не
хочу попасть в беду,
Антивирус
заведу!
1.Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать? (Компьютер.)
2.Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь
И курсором
управляешь.
Ты –
компьютерная... (мышь).
3.Сетевая паутина оплела весь белый свет,
Не пройти
детишкам мимо.
Что же это?
(Интернет).
4.Сохраняет все секреты
«ящик» справа, возле ног,
и слегка шумит при этом.
Что за «зверь»? (процессор)
5.На столе он перед нами,
На него направлен взор,
Подчиняется программе,
Носит имя
(монитор).
6.Нет, она не пианино,
Только клавиш в ней - не счесть!
Алфавита там картина,
знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей … (клавиатура)
Краткие
правила:
1.
Иногда тебе в сети
Вдруг
встречаются вруны.
Ты
мошенникам не верь,
Информацию
проверь.
2.
Не хочу попасть в беду –
Антивирус
заведу!
Всем,
кто ходит в интернет
Пригодится
наш совет.
3.
Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ
Вас
попросит рассказать
Информацию
о школе,
О
друзьях и телефоне,
Иль
к страничке доступ дать.
Мы
на это НЕТ ответим,
Будем
все держать в секрете!
4.
С грубиянами в сети
Разговор
не заводи.
Ну
и сам не оплошай –
Никого
не обижай.
5.
Злые люди в интернете
Расставляют
свои сети.
С
незнакомыми людьми
Ты
на встречу не иди!
6.
Как и всюду на планете
Есть
опасность в интернете.
Мы
опасность исключаем,
Если
фильтры подключаем.
7.
Если что-то непонятно,
страшно
или неприятно,
Быстро
к взрослым поспеши,
Расскажи
и покажи.
Вдруг из щели между строк
8.В
Интернете, как и в мире,
Есть
и добрые, и злые.
Полон
разных он людей,
Есть
и гений, и злодей.
По
портрету не поймёшь
От
кого слезу прольёшь.
Чтобы
вор к нам не пришел,
И
чужой нас не нашел,
Телефон
свой, адрес, фото
В
Интернет не помещай
И
чужим не сообщай.
В
интернете злые «тролли»
Появляются
порой.
Эти
злюки-задаваки
Могут
довести до драки.
Им
дразнить людей прикольно,
Несмотря,
что это больно.
Только
полный их «игнор»
«Тролля»
охладит задор.
Сам
же вежлив оставайся,
В
«тролля» ты не превращайся!
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.